Преподобномученик Галактион.
Опасаясь гнева царя Иоанна Грозного, родственники опального князя Ивана Бельского тайно увезли его семилетнего сына Гавриила в Старицу. В зрелые годы молодой князь, видя немилость царя к его роду, удалился в Вологду и поселился у чеботаря, от которого научился сапожному ремеслу. Супружество его было недолгим. Вскоре жена умерла, оставив князю малолетнюю дочь, воспитанием которой он занимался. Превратности земной жизни укрепили в князе Гаврииле намерения посвятить себя Богу. Испросив место па реке Содеме, он ископал его рвом, поставил келью и, приняв иноческий постриг с именем Галактион, стал подвизаться в постничестве и молитве. Не оставил своего ремесла и получая за него деньги, делил, их на три части: одну посвящал Богу, другую отдавал нищим, а на третью кормился сам. Возрастая в духовной жизни, преподобный Галактион затворился в кельи, приковав себя к стене цепью. Богобоязненные христиане подавал и ему пищу через окошко. Отдыхал подвижник мало, стоя на коленях и держась за цепь, питался только сухим хлебом и водой. В кельи при. Галактиона не было ничего, кроме ветхой рогожки, которой он покрывался. К затворнику приходили за духовными советами, и он равно принимал и богатых и бедных, слово его было исполнено силы духа, утешало скорбящих и вразумляло гордых. Подвижнику было открыто Богом о предстоящих Вологде бедствиях. Он вышел из кельи и пришел в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас ляхов и Литву. Пусть начнут пост и молитву и поспешат строить храм в честь знамения Божьей Матери, и Небесная Царица избавит Вологду от гнева Божия». Один из присутствующих, Нечай Проскуров, сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет он, хочет только храм иметь вблизи себя». Прп. Галактион строго ответил: «Гнев близок к Вологде. Что до меня, то на моем месте прославиться Бог — построена будет обитель», и сказал, что Троицкий храм, построенный Нечаевым, будет сожжен и дом Нечая запустеет. О храме в честь прп. Димитрия Прилуцкого, он сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили — вокруг храма его настроили лавок и завели торговый шум. И этот храм разорен будет». Пророчества праведника скоро исполнились. В сентябре 1612 года поляки и литовцы ворвались в Вологду, перебили много жителей, осквернили и ограбили храмы Божии, а затем подожгли город и посады. Дом и храм, построенные Нечаем, были сожжены, как и городской храм во имя прп. Димитрия. Прп. Галактион был убит завоевателями 24 сентября 1612 года. Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келии. Над местом погребения стали совершаться чудесные исцеления. При епископе Варлааме (1627-1645) над мощами прп. Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и основана обитель. По благословению епископа Маркелла (1645-1663) в обители был построен соборный храм во имя Святого Духа, и монастырь стал именоваться по этому Духов монастырь.
Георгий-затворник Задонский.
В конце XVIII века жила в Вологде молодая благочестивая семья дворян Машуриных. Они были люди богобоязненные, тихие и милосердные. Растили дочь. Однажды ночью молодой женщине было видение: пред ней предстал умерший три года назад ее духовный отец. Благословив образом Святого Георгия, он произнес пророчество о скором рождении в их семействе сына. Но счастье их было недолгим…. На Пятницком мосту, по ошибке, убивают Машурина. Состояние вдовы, тем более что она ждала ребенка, было ужасно. После рождения сына, она строит себе дом в уединенном месте у Татарских гор, близ храма Св. Николая на Глинках. Вскоре старшая дочь умирает. Все свои силы мать отдает единственному сыну, Георгию. Сопровождая ее в церковь, сын получает уроки благоговейного поведения и вдумчивого отношения к службе. С наступлением отрочества к Георгию были приглашены учителя. Учился он прилежно, был тих и послушен, любил уединение. Когда юноше исполнилось 18 лет, мать приняла решение отправить его на военную службу. Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Мать вскоре умирает, не пережив разлуки с сыном. Георгий, находясь на службе более десяти лет, не изменял своим привычкам, избегая развлечений; читал Священное Писание, много молился и размышлял. Служил он, по словам своего генерала, хорошо, но мирские обязанности его тяготили. С чином поручика в 1818 году он оставляет службу, а 7 сентября того же года, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, становится послушником (29 лет от роду) в Задонской обители. С великой ревностью исполняет Георгий все обеты и послушания, находясь в постоянной молитве, трудах и посте. Особенно он старается соблюдать безмолвие; в храме не только не разговаривал, но и на вопросы не отвечал, так что некоторые считали его немым. Вскоре юный монах и вовсе уходит в затвор, предпочитая остаться в самой худшей келье. Ложился он очень редко, одежду носил до обветшания, пищу принимал не каждый день: на 2 дня маленькая булочка и 2 кружки воды с уксусом. Умножая свои труды, Георгий выкопал под полом глубокую пещеру и днем молился там. Только через пять лет, по убеждению настоятеля, Георгий переходит в другую келию, более просторную. Часть ее отделяется келейникам, и иногда отпираются двери тем, кто ждет от инока духовного наставления, уже стяжавшего дар прозорливости. Привлекательное лицо, истощенное постом и молитвой; глаза тусклые от слез, но проницательные, высокий рост, красивый стан, благородная осанка и манеры — так выглядел инок, которому суждено было провести в затворе 17 лет; удостоиться поучения от великого Саровского старца Серафима, знать время своей кончины, с великим терпением переносить тяжелые страдания, ослабевая телом остаться бодрым духом и покинуть мир с молитвой на устах на 47-м году жизни.
*Любопытны записанные в XIX веке предания, объясняющие происхождение названий двух местностей в Вологде. Согласно первому из них, церковь Николы на Глинках, стоящая возле берега Золотухи на углу современных улиц Мира и Предтеченской, названа по глинистому валу, образовавшемуся при рытье Золотухи. Второе предание гласит, что располагающаяся у Золотухи местность под названием «Татарские горы» называется так потому, что якобы именно здесь хоронили погибших строителей оборонительных сооружений — пленных татар.
Архимандрит Пимен.
В приходе Николы на Площади в 1810 году родился будущий архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. Здесь находился дом родителей Пети Мясникова, Дмитрия Афанасьевича и Авдотьи Петровны. Принадлежали они к торговому сословию, были честны и благочестивы. Вскоре ими был приобретен новый дом у храма Николы на Глинках. Семья Мясниковых была большая и благочестивая. Дмитрий Афанасьевич был церковным старостой храма Святителя Николая на Глинках. Петя был в церкви всегда, как только мог. Приходским священником Глинковского храма в конце 1820-х и начале 1830-х годов был о. Александр Юшков, крестивший некогда будущего епископа Игнатия Брянчанинова и бывший долгое время в дружеских отношениях с семейством последнего. В возрасте 7-8 лет его стали учить грамоте. Первой учительницей стала для него Пелагея Егоровна Крылова, а потом дед Федор Иванович Скулябин. Впоследствии, отец архимандрит очень часто любил вспоминать детство и говаривал своим собеседникам: «Ну, где вам, ученым умникам, тягаться со мной в учености! Ведь вы не были в академии у Пелагеи Егоровны, так и не толкуйте, а я всю премудрость ее проглотил». С десяти лет мечтал Петр стать монахом. Исполнилось его желание только в 1830 году, когда отец согласился отпустить сына в монастырь. В этом же году, по воле Божьей, пересеклись пути двух будущих великих святых — настоятеля Николо-Угрешского монастыря Архимандрита Пимена и святителя Игнатия Брянчанинова. Утвердившись в правильности выбранного пути, Петр направился в Новоезерский Кириллов монастырь, где пробыл около года. Затем, совершив паломничество в Киев, становится послушником в Оптиной пустыни. Там, встретив отца Иллария, будущего настоятеля Николо- Угрешского монастыря, становится его келейником. В 1836 году, уже в Николо-Угрешском монастыре, игумен Илларий постригает своего келейника в рясофор, а через два года — в мантию с именем великого подвижника монашества Пимена. В 1839 году Пимен был посвящен сначала в иеродьякона, а через месяц в иеромонаха. В 1852 году на покой уходит игумен Илларий, а отец Пимен принимает на себя труды настоятеля.Проявившиеся богатые духовные дары отца настоятеля и его здравый взгляд на вещи, позволили за недолгое время поднять убогую обитель на невиданную высоту.Не получив надлежащего образования, отец Пимен старался усвоить то, что видел и слышал, прислушиваясь к разговору людей благовоспитанных. Его ценили и уважали три святителя, митрополиты Московские, лучшим другом был преосвященный Леонид, ректор Московской духовной семинарии, человек высокообразованный. В октябре 1876 года отец архимандрит последний раз побывал в Вологде. В храме святителя Николая на Глинках отслужил молебны Казанской иконе Божьей Матери и святителю Николаю Чудотворцу, посетил монастыри и храмы Вологды.В 1880 году 17 августа, после долгих и трудных лет служения, отец Пимен отошел в вечность. Все знавшие его, непритворно любили и чтили, сожалея об утрате. Будем и мы помнить и чтить память архимандрита Пимена, чье детство и юность прошли в нашем приходе храма святителя Николая на Глинках.
Святые отцы, молите Бога о нас!
количество посещений 505