Наши небесные покровители

                      Преподобномученик  Галактион.

Свт. Галактион Вологодский

Свт. Галактион Вологодский

Опасаясь гнева царя Иоанна  Грозного, родственники  опального князя Ивана Бельского тайно увезли его  семилетнего сына Гавриила в  Старицу. В зрелые годы  молодой князь, видя немилость  царя к его роду, удалился  в Вологду и поселился у чеботаря, от которого научился сапожному ремеслу. Супружество его было недолгим. Вскоре жена умерла, оставив князю малолетнюю дочь, воспитанием которой он занимался. Превратности земной жизни укрепили в князе Гаврииле намерения посвятить себя Богу. Испросив место па реке Содеме, он ископал его рвом, поставил келью и, приняв иноческий постриг с именем Галактион, стал подвизаться в постничестве и молитве. Не ос­тавил своего ремесла и получая за него деньги, делил, их на три части: одну посвящал Богу, другую отдавал нищим, а на третью кормился  сам. Возрастая в духовной жизни, преподобный Галактион затворился в кельи, приковав себя к стене цепью. Бо­гобоязненные христиане подавал и ему пищу через окошко. Отдыхал подвижник мало, стоя на коленях и держась за цепь, питался только сухим хлебом и водой. В кельи при. Галактиона не было ничего, кро­ме ветхой рогожки, которой он покрывался. К затворнику приходили за духовными советами, и он равно при­нимал и богатых и бедных, слово его было исполнено силы духа, уте­шало скорбящих и вразумляло гордых. Подвижнику было открыто Богом о предстоящих Вологде бедст­виях. Он вышел из кельи и пришел в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас ляхов и Литву. Пусть начнут пост и молитву и по­спешат строить храм в честь знамения Божьей Матери, и Небесная Царица избавит Вологду от гнева Божия». Один из присутствующих, Нечай Проскуров, сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет он, хочет толь­ко храм иметь вблизи себя». Прп. Галактион строго ответил: «Гнев близок к Вологде. Что до меня, то на моем месте прославиться Бог — построена будет обитель», и сказал, что Троицкий храм, построенный Нечаевым, будет сожжен и дом Нечая запустеет. О храме в честь прп. Димитрия Прилуцкого, он сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спа­сителя за город, но его оскорбили — вокруг храма его настроили лавок и завели торговый шум. И этот храм разорен будет». Пророчества праведника скоро исполнились. В сентябре 1612 года поляки и литовцы ворвались в Вологду, пе­ребили много жителей, осквернили и ограбили храмы Божии, а затем подожгли город и посады. Дом и храм, построенные Нечаем, были сожжены, как и городской храм во имя прп. Димитрия.   Прп. Галактион был убит завоевателями 24 сентября 1612 года. Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келии. Над местом погребения стали совершаться чудесные исцеле­ния. При епископе Варлааме (1627-1645) над мощами прп. Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и осно­вана обитель. По бла­гословению епископа Маркелла (1645-1663) в обители был пост­роен соборный храм во имя Святого Духа, и монастырь стал именоваться по этому Духов монастырь.

Георгий-затворник Задонский.

Георгий РисВ конце XVIII века жила в Во­логде молодая благочестивая семья дворян Машуриных. Они были лю­ди богобоязненные, тихие и мило­сердные. Растили дочь. Однажды ночью молодой женщине было ви­дение: пред ней предстал умерший три года назад ее духовный отец. Благословив образом Святого Геор­гия, он произнес пророчество о ско­ром рождении в их семействе сына. Но счастье их было недолгим….  На Пятницком мосту, по ошибке, уби­вают Машурина. Состояние вдовы, тем более что она ждала ребенка, было ужасно. После рождения сына, она строит себе дом в уединенном месте у Татарских гор, близ храма Св. Николая на Глинках. Вскоре старшая дочь умирает. Все свои силы мать отдает единственному сыну, Ге­оргию. Сопровождая ее в церковь, сын получает уроки благоговейного пове­дения и вдумчивого отношения к службе. С наступлением отрочества к Ге­оргию были приглашены учителя. Учился он прилежно, был тих и по­слушен, любил уединение. Когда юноше исполнилось 18 лет, мать приняла решение отправить его на военную службу. Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Мать вскоре умирает, не пережив разлуки с сыном. Георгий, находясь на службе более десяти лет, не изменял своим привычкам, избегая развлечений; читал Священное Писание, много молился и размышлял. Служил он, по словам своего генерала, хоро­шо, но мирские обязанности его тяготили. С чином поручика в 1818 году он оставляет службу, а 7 сентября того же года, накануне празд­ника Рождества Пресвятой Богородицы, становится послушником (29 лет от роду) в Задонской обители. С великой ревностью исполняет Георгий все обеты и послушания, находясь в постоянной молитве, трудах и посте. Особенно он старает­ся соблюдать безмолвие; в храме не только не разговаривал, но и на вопросы не отвечал, так что некоторые считали его немым. Вскоре юный монах и вовсе уходит в затвор, предпочитая остаться в самой худшей келье. Ложился он очень редко, одежду носил до обветшания, пищу принимал не каждый день: на 2 дня маленькая булочка и 2 кружки во­ды с уксусом. Умножая свои труды, Георгий выкопал под полом глу­бокую пещеру и днем молился там. Только через пять лет, по убежде­нию настоятеля, Георгий переходит в другую келию, более просто­рную. Часть ее отделяется келейникам, и иногда отпираются двери тем, кто ждет от инока духовного наставления, уже стяжавшего дар прозорливости. Привлекательное лицо, истощенное постом и молитвой; глаза тусклые от слез, но проницательные, высокий рост, красивый стан, благородная осанка и манеры — так выглядел инок, которому суждено было провести в затворе 17 лет; удостоиться поучения от великого Саровского старца Серафима, знать время своей кончины, с великим терпением переносить тяжелые страдания, ослабевая телом остаться бодрым духом и покинуть мир с молитвой на устах на 47-м году жизни.

*Любопытны записанные в XIX веке предания, объясняющие происхождение названий двух местностей в Вологде. Со­гласно первому из них, церковь Николы на Глинках, стоящая возле берега Золотухи на углу современных улиц Мира и Предтечен­ской, названа по глинистому валу, образо­вавшемуся при рытье Золотухи. Второе предание гласит, что располагающаяся у Золотухи местность под названием «Татар­ские горы» называется так потому, что яко­бы именно здесь хоронили погибших стро­ителей оборонительных сооружений — пленных татар.

 

Архимандрит Пимен.

Пимен УгрешскийВ приходе Николы на Площади в 1810 году родился будущий архиманд­рит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. Здесь находил­ся дом родителей Пети Мясникова, Дмитрия Афанасьевича и Авдотьи Пет­ровны. Принадлежали они к торговому сословию, были честны и благочести­вы. Вскоре ими был приобретен но­вый дом у храма Николы на Глинках. Семья Мясниковых была большая и благо­честивая. Дмитрий Афанасьевич был церковным старостой храма Святи­теля Николая на Глинках. Петя был в церкви всегда, как только мог. Приходским священником Глинковского храма в конце 1820-х и начале 1830-х годов был о. Александр Юшков, крестивший некогда будущего епископа Игнатия Брянчанинова и бывший долгое время в дружеских отношениях с семейством последнего.                      В возрасте 7-8 лет его стали учить грамоте. Первой учительницей стала для него Пелагея Егоровна Крылова, а потом дед Федор Иванович Скулябин. Впоследствии, отец архиманд­рит очень часто любил вспоминать детство и говаривал своим собеседни­кам: «Ну, где вам, ученым умникам, тягаться со мной в учености! Ведь вы не были в академии у Пелагеи Егоров­ны, так и не толкуйте, а я всю премуд­рость ее проглотил». С десяти лет мечтал Петр стать монахом. Исполнилось его желание только в 1830 году, когда отец согла­сился отпустить сына в монастырь. В этом же году, по воле Божьей, пересек­лись пути двух будущих великих свя­тых — настоятеля Николо-Угрешского монастыря Архимандрита Пимена и святителя Игнатия Брянчанинова. Утвердившись в правильности выбранного пути, Петр направился в Новоезерский Кириллов монастырь, где пробыл около года. Затем, со­вершив паломничество в Киев, становится послушником в Оптиной пус­тыни. Там, встретив отца  Иллария, будущего настоятеля Николо- Угрешского монастыря, становится его келейником. В 1836 году, уже в Николо-Угрешском монастыре, игумен Илларий постригает своего келейника в рясофор, а через два года — в мантию с именем великого подвижника монашества Пимена. В 1839 году Пимен был посвящен сначала в иеродьякона, а через месяц в иеромонаха. В 1852 году на покой уходит игумен Илларий, а отец Пимен принимает на себя труды настоятеля.Проявившиеся богатые духовные дары отца настоятеля и его здравый взгляд на вещи, позволили за недолгое время поднять убогую обитель на невиданную высоту.Не получив надлежащего обра­зования, отец  Пимен старался усвоить то, что видел и слышал, прислу­шиваясь к разговору людей благо­воспитанных. Его ценили и уважали три святителя, митрополиты Мос­ковские, лучшим другом был преосвященный Леонид, ректор Московской духовной семинарии, человек высокообразованный. В октябре 1876 года отец архи­мандрит последний раз побывал в Вологде. В храме святителя Ни­колая на Глинках отслужил молебны Казанской иконе Божьей Ма­тери и святителю Николаю Чудотворцу, посетил монастыри и храмы Вологды.В 1880 году 17 августа, после долгих и трудных лет служения, отец Пимен отошел в вечность. Все знавшие его, непритворно любили и чти­ли, сожалея об утрате. Будем и мы помнить и чтить память архимандри­та Пимена, чье детство и юность прошли в нашем приходе храма святи­теля Николая на Глинках.

Святые отцы, молите Бога о нас!

количество посещений 475

Комментарии закрыты.